
              
                ***
              ПАРК
                
                Парк в изножье ночи. Усадьба и парк. 
                Привидение колоннады в шести фигурах: 
                трещины, сохлый плющ.. Престарелая Парка, 
                сбежав сюда и товарок оставив в дурах, 
                
                лет полтораста являет пример того, 
                сколь мрамор гибче тела, податливой ткани. 
                В ночном классицизме пространства время мертво, 
                и вечность бесшуиная перебегает рывками
                
                К стволу от ствола. Усадьба и парк. И покой
                греческой вазы, её приталенной тени, 
                что съехала набок, как будто нервной рукой, 
                штрихуя до блеска, её рисовал неврастеник. 
                
                Ступени щербаты, как сбитые ногти ног
                какой-нибудь плоской - с амворы - легкоатлетки, 
                что вечно бежала бы, если бы кто-нибудь смог
                вечно амфору вращать. Это сходство рулетки
                
                и времени: было б кому вращать. Но здесь
                одно лишь пространство, игорным сукном простираясь, 
                и, фишек взамен, предлагает ажурную смесь
                фонтанов, беседок, ваз , колоннад и рая с
                
                фигурками нимф, их теней, доказуя вам
                улыбчивую бессмысленность вашей же речи, 
                поскольку одно только время питает к словам
                скептический интерес, каждрй фразе переча. 
              
                ***
                
                ПТИЧИЙ МИР
                
              И.С. посвящается
              Я долго пью стакан ночного чаю, 
                Мне в спину, сквозь застенок тьмы, глядит
                Фасад с лицом Бетховена. Сличают
                Окгугу птицы с картими планид. 
                
                По ним курлычут и качают стаи, 
                чтоб планетарный путь свершила тень
                по перелескам, по морю… Листают
                крылами воздух, пишут высоте
                
                подробнеёшие письма… Мой Бетвовен! 
                Мой заооконный старикан-фасад! 
                Нам так не пишут, адрес наш греховен, 
                И птичья почта дразнит нам глаза. 
                
                Но в эту ночь и мы попали в карту, 
                как в дорассветный хрупкий бивуак, 
                как в составное сна их, и ладонь ко рту
                приложим, чтоб дышать едва-едва. 
                
                И птичий мир, увесистый и зябкий, 
                трёхпалым током к веткам подключён, 
                рябит в окне, и утру машет шапкой, 
                и в щёлке сна гремит двойным ключём. 
              
                ***
ПРОМЕНАД
               
              Я не могу тебя хотеть, как хочет дождь
                осеннюю листву, в её разладе.
                Я не хочу тебя хотеть, и эта дрожь
                не-совпадения, когда, на променаде,
                шепчу чего… Да ты и не поймёшь.
                Вся Я да Я, а где же ты, мон шер?
                Душа твоя бездомная скучает.
                Похоже - обо мне… На чашку чая
                не приглашу тебя я, например.
                Достаточно. Закончились слова.
                Листвы молва осенняя (опять два "Я")…
                Над головою птиц небесных татарва…
                И только жарко в ухо не шепчи: "Твоя".
                Я - не поверю, ты - сойдёшь с ума.
                А дальше - тьма, прогулки и зима.
                
              
              ***
              Конец июля, середина ночи,
                В крови молекулярная тоска.
                Такая тишь рассудок в дамки прочит,
                Да шахматная выцвела доска.
                Я, бредя и бредя по площадям,
                Где каждый камень, как экзамен, прост,
                Всё мнил, мол, что же будет погодя?
                Двенадцать лет… Отца принял погост,
                Жена сбежала, вымолвив "люблю",
                Сменились собутыльник и перчатки.
                Я больше не взыскую острых блюд,
                И клонит в сон от действия "тройчатки".
                Четвёртый разменяв десяток, вдруг
                Застав себя у зеркала, в пальто,
                И пудру отряхнув былых подруг,
                И линзой скрыв сетчатки решето,
                Вновь узнаёшь себя, во всей красе
                Намерений - не сориться с грядущим,
                Не жалить жён Горынычем в овсе,
                И не под гору - в гору быть идущим.
                Рябит ночная Рига. И в окне
                Гостиничном - готические пляски
                Архитектуры… Кто сказал бы мне,
                Когда б он знал последствия развязки.
                
              
              ***
              Лимонный сок ночного фонаря
                Так долго, долго льётся на булыжник.
                Молчат коты, продолжив длинный ряд
                Молчащих о законах тёмной жизни.
              Я вниз смотрю. Квартал вбегает в ночь.
                Там, на углу - ни жёлтого потёка,
                Ни цедры на слюде безликих окон, -
                там перекрёстку стать крестом дано.
              В моём дому, для ясности ума,
                Есть завитушка жёлтого плафона -
                Висящие в потёмках пол-лимона,
                Где мякоть тайно выедает тьма.
              И этих кислых капель до утра
                Так мало, мало, и фонарь не вечен
                В своих стараньях - он и так уж лечит
                Пол-улицы от всех ночных утрат.
              Я вверх смотрю. Рассвета не видать.
                Лишь месяца надкушенная долька
                И новолунья кислая вода…
                Последних капель в фонаре осколки.
              
                ***
              
              ДЖИЛЬИ 
              
Сцена любви в "Паяцах". Много щипковых,
                струнных дыханий; дымка медных; подкова
                ярусов, заросли плюша цвета кармина.
                Фиоритуры героя в зобу Беньямино.
                Сцена тиха, то есть, тише дыхания зала.
                Миллионер в партере: он прямо с вокзала
                был доставлен сюда, предав на время
                секретарю контракты, и взяв в гареме
                собственном лучшую фурию для посещения
                Оперы, томную польку… Денег вращенье,
                их оборот утомили бы пожилого
                сентиментального юношу, если бы, к слову,
                не поклонение Музам, когда в партере
                всплакнёшь, все забыв и прижавшись коленкой к гетере.
                Си дорогого певца с полутёмной сцены.
                Не записной партер повышает цены
                на билет на искусство, но голос, крохи
                коего, как в горле косточка - в ухе эпохи
                нефти, возросших процентов, мусорных свалок
                площадью с Люксембург, притязаний, чей жалок
                повод, собачки в космосе - Шарика? Рекса? -
                слишком дрянного, чтоб им объедаться, кекса
                без изюма, на кухне домашней, на блюдце…
                И сам ты - тот, кому уже не улыбнуться.
                
              
              ***
              За окном ворон октавы -
                словно нотами, с листа
                вся диезная орава -
                ввысь, налево и направо
                брызжет чёрным. Пустота
                отражений предвечерних
                на густеющем стекле
                древнего фужера - вчерне
                помню хрупкость пальцев нервных,
                с холоком последних лет…
                Дед мой, невидимка, омут
                фотографий до войны.
                Дрожь касания к былому
                сквозь отца. Касанья тонут,
                расстоянья не слышны.
                Но из тьмы твоей всё чаще,
                будто бы из-за стены,
                слышен говорок летящий,
                кровный, кровяной - сквозь чащи
                и сплетенья тишины.
                Темный запах валерьяны
                в вязком гамбургском стекле,
                в гранях, в гранах стольких лет,
                в синей тени на столе…
                Эти грани осияны.
                
                
                ***
                
                Вот зеркало, на календарь взглянувши, 
                сказало то же самое, что мой
                зрачок: суббота, осень, мысли, лужи, 
                фужер, библиотека и трюмо. 
                И в этот круг вещей, на всякий случай, 
                войдут и сны без мыслей, цифр, дат. 
                Всё тянет в сон, зане диван скрипучий
                подчёрчивает тишину стократ. 
                Осенний день хорошей, меткой кисти. 
                И, на манер длиннющих макарон, 
                на ужин - только мысли, но без истин
                и обсужденья их со всех сторон. 
                
                
                ***
                
                В тяжёлом теле лёгкая душа
                ворочается, словно бы в гнезде
                птенец, на мир взирая чуть дыша…
                Строфа легка, но быть строфе в узде. 
                За окнами затеплился апрель, 
                и в парке, где гуляли, только прель
                листвы запрошлогодней; рыжий сеттер, 
                хозяйку позабыв, глотает ветер
                с залива; исуда стоят, как те
                обломки Трои… Этой немоте
                пейзажа позавидует зрачок; 
                ни голоса, ни слуха… Под замок
                беря рассудок, лёгкая душа
                взыскует не скобрезного финала -
                взлететь к буддистам, чтобы доконала
                тебя их Карма… В Вечность не спеша, 
                где милых лиц паноптикум таится , -
                будь птицей без гнезда, надменной птицей
                и не впускай Случайных вереницу... 
               
              
                ***
                
                ПУТЕВОДИТЕЛЬ
                
                Тише, разбудишь пейзаж. В незнакомых краях
                прежде привыкни к шуршанию сумерек, елей, 
                птиц в небесах, чуть полощущих там еле-еле
                в них свои крылья. Привыкни в горах
                к перемещению светил незнакомых, имён
                не называющих путнику, быдь в перелине
                он иль в опале, тоскуй ли он по балерине, 
                по белошвейке ли, чьих он касался рамен. 
                Всякая местность обширней, чем кажется нам. 
                Птиц в небесах много больше, чем схватишь зрачками. 
                Уж ли кругами замшелый окутает камень, 
                шуркнет ли злая сирень по твоим стременам, -
                не отвлекайся! Пространство подскажет, куда
                двигаться телу, подскажет зрачку ориентиры; 
                выберет город, вино и подобье квартиры, 
                и отразит тебя… Так отражает вода. 
                Так отражает водасвод небес, полукруг
                тех лиловых ветвей, что на небе, как вены
                и как прожилки на мраморе… То есть мгновенно
                вас отражает пространство, ни ног, и ни рук
                не оставляя следов на себе ваших, но
                помня названье вина, номер комнаты, где вы
                спали, крошили, грешили при помощи девы…
                "Он здесь бывал", - скажет воздух. И скрипнет окно. 
                Воздух, пейзаж или злую сирень - всё равно, 
                что ты припомнишь, поскольку пространство в итоге
                всё же забудет тебя, сколь ни помни дороги, 
                камня, ужа и сирени, шуршашей в окно. 
                Тише, разбудишь пейзаж, выходящий за край
                и разумения, и обозрения, всадник. 
                Что впереди? Небеса, то есть времени задник…
                Здравствуй, пространство, зане я не молвил: "Прощай". 
              
                ***
                
                СОНЕТ
                
                Таи неутолённое желанье, 
                Купи скворца и Бродского забудь. 
                И, ямбом потрясая мирозданье, 
                Хоть стань похож на Тютчева чуть-чуть. 
                В подошве дремлет тайный гвоздь изгнанья, 
                И майский мает - в разноцветьях - путь…
                Я ничего не ведаю заранее, 
                И жизнь трясётся рысью как-нибудь.
                Всё потеряв, я начинаю жить
                По сумрачным законам бытия. 
                Спектакль окончен. 
                Что дремлешь, ангел? Видишь, волчья сыть? 
                А волка кормит ночь; и время ночи -
                Пристрастный и презрительный судья. 
              
                ***
                
                SED FUGIT INTERA TEMPUS
                
                Грустней, чем сейчас уже было когда-то. А впрочем, 
                Возможно, что будет… Для верности ставлю прочерк, 
                Потому что сейчас - сейчас. 
                Я не путаюсь во временах, и учил глаголы. 
                И не путаб пол, бо на пляжах валялся голый
                И по солнцу определял - который час. 
                Да и грустно-то не от того, что под час настигает -
                В минуты затишья - прошлое. Что нагая, -
                Та она или другая, -
                Не давали большего тепла, как и, впрочем, хлада, 
                А скорей от того, что не было очень-то надо…
                С недоношенныи прошлым не радостно быть, дорогая. 
                Вот пространство, что не трёхмерно, а - четырёх, 
                Ибо, встав на карниз, не забудь, что есть ещё - вниз: 
                Это знает обрыв и отрог. 
                И поскольку оно четырёх и, как знать, пяти…
                Шести, это прошлое вдруг начинает ползти
                По всем этим швам и портной не строг. 
                Как задумаешься, что наплёл - хоть святых выноси, 
                Заменивши глагол "возноси" на приватное "си", 
                Неприятное слуху многих
                (Тем не менее, на понижение не идя), 
                Так и поёшь о своём, и из зала бдят: 
                Двоеглазое единодумство двуногих. 
                Одиночество в укбе, я думаю, не ведёт
                К расщеплению личности, как и октябрь-идиот -
                К энтропии ума и рассудка. 
                Просто смена времени и глаголов зла не творит, 
                А, дуря календарную вечность, дарит в кредит
                Не учтённые временем сутки. 
                
                
                ***
                
                Я вам пишу из тюрьмы. Поясню: сменил
                Редингскую на в Лефортове. Поясню: 
                я их меняю, не часто, но всё же… Ну, 
                кожу на замшу, ню на ню… Ах, чернил
                никаких не хватит вам объяснять! Ведь Вы -
                дура, каких не много. В свой смертный час
                кспомню о Вас, но не раньше, стеная, мечась, 
                как не пришлось мне в вами стенать, увы. 
                Смерть сильнее оргазма. Не проверял, 
                но убеждён. Если ж Вы поумнели, мадам, -
                смерть есть лучший оргазм, но я Вам не дам
                права его разделить на одре одеял.